Джуджу, фуджи, хайлайф. Музыкальные жанры прямиком из колыбели человечества

Джуджу, фуджи, хайлайф. Музыкальные жанры прямиком из колыбели человечества

Несмотря на то, что в музыке достаточно представителей из Африки, широкому кругу слушателей практически ничего не известно о музыкальных жанрах этого континента. Как правило, отголоски африканской музыки слышны в популярных жанрах, но есть и самостоятельные экзотические направления, о которых мы расскажем.

Изначально кудуро представлял собой национальный танец Анголы, который впоследствии дал название для полноценного музыкального направления. В оригинальном исполнении используется португальский язык, а тексты отличаются простым и юмористическим содержанием.

Помимо самой Анголы, жанр кудуро имеет популярность и в ряде других бывших португальских колоний, например в Бразилии. Ну а самыми известными исполнителями, которые использовали элементы кудуро в своих аранжировках, стали музыканты из группы Buraka Som Sistema из Португалии.

Ещё одним направлением, которое берёт свои истоки в многочисленных бывших португальских колониях, является морна. Изначально жанр отличался своей позитивной подачей. Однако в середине прошлого столетия африканские музыкальные гении подмешали к звучанию элементы стиля фаду, и морна приобрёл минорный оттенок.

Как правило морнисты исполняют патриотические песни, связанные с любовью к родным местам обитания. Одним из самых известных исполнителей классической морны был уроженец Кабо-Верде, поэт Эухенио Таварес. Его стихи легли в основу множества произведений.

    Читайте также

  • Джуджу, фуджи, хайлайф. Музыкальные жанры прямиком из колыбели человечества

  • Краудфандинг, который мы заслужили: топ-6 удивительных вознаграждений от музыкантов, доступных прямо сейчас

  • Роботы и нейросети в музыке: чёрное зеркало в реальной жизни?

  • Топ-7 неидеальных музыкальных парочек

  • Быть слепым — не приговор: музыканты, которые добились успеха, несмотря на свой недуг

Жанр был сформирован в Португалии, а точнее в пригородах Лиссабона. Считается, что основоположниками жанра были представители местных маргинальных слоёв населения и африканских мигрантов.

Несмотря на своё территориальное происхождение, это музыкальное направление получило распространение в африканских колониях, подвластных Португалии. Музыкальные «отпечатки» фаду можно уловить в некоторых традиционных африканских народных песнях.

Жанр отличается особым эмоциональным исполнением и минорными оттенками в музыке. Первой популярной исполнительницей фаду является португальская певица Мария Севера.

И снова Ангола выступает в роли главной фабрики по музыкальным ископаемым Африки. Жанр семба зародился в 40-е годы прошлого столетия и является одним из самых ярких элементов популярной музыки современности.

Композиции отличаются своей синкопированностью в ритме, хоровым многолосием и повторяющимися мелодическими фразами.

В попытке объединить под одним жанром несколько электронных направлений африканской электронной музыки крупнейшие звукозаписывающие компании придумали термин «афробитс». Реже он разбивается на поджанры афро-поп и афро-фьюжн.

Музыкальное направление получило распространение в странах Западной Африки, а его отличительной характеристикой является подмешивание к основному электронному биту сэмплов, синтезированных на основе звучаний национальных инструментов и гармоний.

Среди современных жанров африканской электронной музыки можно выделить хиплайф, джуджу и хайлайф , которые в своей основе похожи, как братья близнецы.

Без буквы «с»… это важное отличие в определении направления. Наравне с афробитсом является объединяющим термином и получил своё распространение в 60-70-х годах ХХ века.

Главной характеристикой термина является объединение ритмических африканских музыкальных жанров (фуджи, хайлайф) с джазом и фанком. Впоследствии отголоски этих стилей будут прослеживаться в современной опопсевшей формации ритм-энд-блюза конца 90-х. гг.

Направление фуджи появилось в 1965 году, а основателем стал Сикиру Айинде Барристер из Нигерии. По словам музыканта, название стиля имеет отсылку к японской горе Фудзияма.

В основе звучания лежат мотивы мусульманской музыки вере (вэре). Важнейшей составляющей жанра является особая ритмическая линия. По сути перкуссия является единственным музыкальным инструментом в фуджи, в то время как мелодика достигается благодаря характерному пению.

Хайлайф появился благодаря влиянию европейской танцевальной музыки. В 1920-х годах в британских колониях Западной Африки зародилась местная музыкальная революция. Многие музыкальные ансамбли стали совмещать традиции европейской музыки с национальными мотивами.

Своё классическое звучание хайлайф приобрёл во время Второй Мировой войны, когда африканцы познакомились со свингом. Ярчайшим представителем первой волны хайлайфа является группа The Tempos.

У пам-уайна есть и второе название — музыка пальмового вина. Жанр появился в западноафриканских портовых городах. Появление обусловлено попаданием гитары в руки местных жителей, которые придумали свою технику игры на инструменте.

Жанр был популярен среди маргинальной прослойки населения. Пам-уайн ансамбли исполняли музыку в местных кабаках. Структура песен очень схожа с жанром кабаре.

Пам-уайн лёг в основу жанра джуджу. Он был создан благодаря слиянию музыки пальмового вина с основами европейской танцевальной музыки. Помимо этого, в качестве каркаса звучания выступает классическая африканская перкуссия.

Наибольшую популярность жанр получил в середине прошлого столетия, когда ансамбли стали применять электрогитары в записи своих композиций. По настроению жанр очень похож на регги.

На сегодняшний день африканская музыка остаётся скорее экзотикой, чем какой-то обыденностью. Большинство современных африканских исполнителей продолжают использовать и внедрять элементы того или иного жанра в своих композициях, но в формате современной музыкальной индустрии данных ход так и остаётся экспериментом.

Африканские музыканты, которые нацелены на коммерциализацию творчества, далеко отошли от национального звучания и в большей степени эксплуатируют жанры, которые возымели широкий успех у слушателей из Северного полушария. В первую очередь, данный подход обусловлен особенностью местной музыкальной индустрии, доход которой до сих пор держится на пиратском распространении музыки. Особых сдвигов в положительную сторону не наблюдалось даже после открытия филиала корпорации Sony Music в Нигерии в 2016 году.

 

sub-cult.ru