«Золотая Маска-2024»: между прошлым и будущим

«Золотая Маска-2024»: между прошлым и будущим Назад

В своём прежнем виде «Маска» пройдёт в последний раз; далее премию ждут серьёзные структурные изменения. Команда фестиваля подвела итоги многолетней работы, подчеркнув, что премия стала «катализатором театрального процесса» благодаря открытости всем: «признанным мастерам и смелым новаторам». О планах на будущее обещают сообщить отдельно – пока что нашему вниманию представлены номинанты.

В их число вошло 56 спектаклей. География премии очевидным образом расширилась, а количество столичных постановок – снизилось. Московские спектакли возникают в списке всего 29 раз, что уступает не только Санкт-Петербургу, но и Перми (работы коллективов из этого города собрали в общей сложности 46 номинаций).

В категории «Драма/Спектакль большой формы» заметно преобладание спектаклей, обращающихся к жанру исторической эпопеи – таковы «Леопольдштадт» Алексея Бородина (РАМТ), «Один восемь восемь один» Валерия Фокина (Александринский театр), «Лягушки» Никиты Кобелева (Псковский театр драмы) и «Муть. Мухаджиры» Фарида Бикчантаева (театр Камала). Другой тренд – внимание экспертов к национальным коллективам, интерпретирующим классику. И если в случае спектакля Анджея Бубеня «Nora/Нора» (Национальный театр Карелии) мы идеем дело просто с современным прочтением пьесы Ибсена, то авторы постановок «Король Лир» (Северо-осетинский театр им. В. Тхапсаева, реж. Гиви Валиев) и «Гамлет. Машина. Цемент» (Марийский театр им. Шкетана, реж. Степан Пектеев) «пересаживают» глобальный сюжет на местную почву.

Остались на месте печальным образом исключённые из призового расклада в прошлом году номинации «Драма/Работа драматурга» и «Драма/Работа режиссёра». В последней категории лидером по числу номинаций стал Пётр Шерешевский. В список номинантов вошли три его работы: «Идиот» (из репертуара «Приюта комедианта»), «Опера нищего» (театр «Суббота») и «Небо позднего августа» (Омская драма). Среди хореографов отмечен Слава Самодуров. На «Золотую Маску» претендуют сразу три его балета: «Озорные частушки» (Театр Якобсона), «Sextus Propertius» (Урал Опера Балет) и «Ultima Thule» (Театр оперы и балета им. П.И.Чайковского).

Секция «Эксперимент», судьба которой в свете трансформации «Маски» оказалась под вопросом, в следующем году точно остаётся в силе. В неё, как это обычно и происходит, вошли очень разные работы. Это две музыкальные интерпретации классики («Чайка» Елены Павловой и «Катерина Измайлова» Бориса Мильграма), два спектакля от коллективов-постоянных участников «Эксперимента» («Диалог» Романа Феодори от казанской театральной площадки MOÑ и сайт-специфик «Тело театра» из репертуара екатеринбургских «Провинциальных танцев» в постановке Елены Павловой), а также два музейных проекта. Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства представлен эпистолярной драмой Дмитрия Крестьянкина «Красный фонарь», повествующий о театральной жизни времён революции. Напротив, о современности рассказывает видеоспектакль Елены Наумовой «Охотинские. Мужской род», идущий в Музее судьбы русской деревни, что в селе Учма Ярославской области.

Полный список номинантов можно прочесть на сайте премии. Также там опубликован Лонг-лист. Напоминаем, что в этот список эксперты «Золотой Маски» традиционно включают самые заметные, по их мнению, спектаклей прошлого сезона, не вошедшие в основной конкурс. А вот анонса остальных мероприятий «Маски» (в прошлые годы это были, например, программы «Маска плюс» и «Детский Weekend»), которые анонсировались вместе с номинациями, в пресс-релизе нет. По крайней мере, гастрольные проекты, намеченные до конца года, состоятся точно.

Источник: journal.theater