«Театр работал на дочку»: Железняк, Догилева и Алферова – о «принцессе «Ленкома» Александре Захаровой
«Театр работал на дочку»: Железняк, Догилева и Алферова – о «принцессе «Ленкома» Александре Захаровой
Страсти вокруг театра «Ленком» никак не улягутся. Судебные разборки идут одна за другой. Да и актрисы с обидой рассказывают о человеке, который похоронил их карьеру в театре…
«ЕГО ГОЛОС БЫЛ РЕШАЮЩИМ»
Сегодня Олеся Железняк блистает на сцене «Ленкома». Зрители и критики в восторге от ее игры в знаковом спектакле «Поминальная молитва». Но так было не всегда. Актрисе в буквальном смысле пришлось прорываться через тернии к звездам. В прославленный театр она попала почти 25 лет назад. Ни разу ему не изменяла. Но ее звездный час наступил только после смерти бессменного худрука театра Марка Захарова. Прежде она выходила на сцену «третьей слева в седьмом ряду».
– Татьяна Кравченко меня сразу предупредила: «Если думаешь, что у тебя что-то будет в этом театре, то ошибаешься. Приготовься», – недавно призналась 48-летняя Железняк.
Виной, а точнее, виновницей такого затянувшегося признания многие называют дочь Захарова Александру. Единственная наследница великого режиссера – конечно же, он делал все, чтобы сделать ее суперзвездой.
– Она была главной артисткой Марка Анатольевича, – признает Олеся. – Как отец, я думаю, он старался репертуар строить для Александры Марковны. Его голос был решающим, и все это принимали…
Справедливости ради стоит заметить, что Захаров долго отказывался брать дочь в труппу – не хотел смешивать работу и семью. Даже устроил тайное голосование худсовета, который решил дать начинающей актрисе шанс. И на скамье запасных продержал ее не год и не два.
– Отец похитил у меня десять лет, – с горечью поведала однажды Александра. – Я бы столько могла сделать! Но что удивительно, когда я ходила с табуретками в темноте, все равно чувствовала себя нужной и счастливой!
«ДЕЛО ПАХНЕТ КЕРОСИНОМ»
«Джин вырвался из бутылки» после того, как Марк Захаров доверил дочери первую главную роль. За ней последовали вторая, третья. Актрису называли «принцессой «Ленкома», о ее высокомерности слагали легенды. Многим такое кумовство претило.
– У Марка Захарова совершенно бездарная дочь, – негодовал в свое время Сергей Шакуров. – Папа делает из нее звезду: тащит-тащит, главных ролей надавал, кучу званий выбил, а девочка несчастна, потому что делать ничего не умеет – она бесталанна! Марка Анатольевича боятся даже корифеи – Караченцов, Абдулов, Янковский. Им ничего не остается, как с ней играть.
Олеся Железняк признается, что принимала правила игры и держалась в стороне от интриг:
– Тут вопрос в том, как ты к этому относишься. В «Ленкоме» на самом деле атмосфера всегда была прекрасной.
Возможно, звезда «Ландыша серебристого» просто не хочет выносить сор из избы. В последнее время его из «Ленкома» было выметено изрядно. Александра Захарова воюет с Марком Варшавером, который заменил ее отца на посту худрука. Она была против того, чтобы в репертуар вернули ту самую «Поминальную молитву». Считает, что права на многие постановки должны принадлежать ей. Жалуется, что после смерти папы ее свергли с пьедестала – и в спектакли вместо нее вводят более молодых актрис… Так что до «прекрасной атмосферы» далеко.
Татьяна Догилева в свое время тоже столкнулась с тем, что ее задвигали на задний план. В «Ленкоме» юная Татьяна оказалась в конце 1970-х, сразу после учебы в ГИТИСе. Долгое время играла в массовке. И это несмотря на то, что зритель валом валил на фильмы с участием Догилевой. Уже вышли «Вокзал для двоих», «Покровские ворота», «Блондинка за углом»… Но Марк Захаров будто не замечал народной любви к своей подопечной. Лишь когда Догилеву захотел переманить другой театр, он одумался и дал ей центральную роль в спектакле «Жестокие игры». Но эта постановка стала и последней для актрисы. Когда в один прекрасный момент порог «Ленкома» перешагнула Александра, Татьяна сразу поняла: пора на выход. Слишком уж очевидно было сходство типажей…
– Когда Александра Захарова оказалась в театре, я поняла, что дело пахнет керосином, – вспоминала Догилева. – Вести себя робко и скромно новенькая не собиралась. Начала раздавать направо-налево указания, грозила пальчиком... В первом же сезоне «инфанта» получила роли во всех новых постановках. Сразу стало понятно – теперь театр будет работать на дочку...
СОБАЧЬЯ ЖИЗНЬ
По словам актера Андрея Соколова, в политике Захарова нет ничего странного.
– Театр Марка Анатольевича – это «его» театр от и до, – говорил актер. – Там уже все сложилось много лет назад, и он не может выкинуть одних, чтобы поставить других. Потому что «те» пришли раньше. Нужно ждать своей очереди. Годами. Десятилетиями. И вместе с тем строго запрещается отказываться выступать в массовке. Да, ты свободен, можешь выбирать. Но после отказа попадаешь в черный список.
Ирина Алферова никогда не отказывалась даже от крошечных ролей. В «Ленком» ослепительной красоты актриса шла за мечтой. Марк Захаров говорил ей: «У нас полно ролей, и все ваши». Алферова верила и на протяжении почти 17 лет так и оставалась «без пяти минут звездой». Зато театр подарил ей в лице Александра Абдулова большую любовь, а зрителям – одну из красивейших кинопар. Говорят, Марк Захаров хотел свести с Абдуловым свою дочь. Поэтому и придумал в «Формуле любви» для них историю с «большой и чистой любовью на сеновале». Но «самый обаятельный и привлекательный» оставался холоден к принцессе «Ленкома».
– Захаров всеми силами хотел свою дочь Сашеньку выдать замуж за Абдулова, – возмущался Александр Панкратов-Черный. – Чуть ли не подкладывал ее к нему в постель. Алферова тем временем терпеливо прозябала в массовке…
Ходят слухи, что Захаров на Алферовой отыгрывался. Муж в их разборки не вмешивался. Мол, как талантливая актриса она сама всего добьется. Ирина долгое время оставалась в тени и Абдулова, и Захарова. Хотя блистала на экране. Чего стоит только роль Констанции в «Трех мушкетерах»! Но в театре звездного часа она так и не дождалась. Терпение актрисы лопнуло, когда режиссер предложил ей роль… собаки.
– Захаров, давно обещавший мне роль, наконец обещание сдержал, – однажды с грустной улыбкой поведала она. – Дал роль женщины-собаки, у которой не было слов по сценарию, но она должна была лаять. Я приступила к репетициям, Чурикова и Саша Захарова, значит, играют таких благородных красивых дам, с веерами, на балу. А я играю женщину, которая покрывается волосами, превращаясь в собаку, и начинает истошно лаять.
В «Ленкоме» ее в тот момент уже ничего не держало. Брак с Абдуловым распался, да и в предложениях из других театров недостатка не было. Ирина написала заявление «по собственному желанию». Уязвленный Захаров демарша актрисе не простил. Однажды он заявил, что давал Алферовой роли только из уважения к ее мужу…
Фото: Pixabay.com
Источник: mirnov.ru