Музыканты, которые стали преемниками поэтов ХХ века
Поэты всегда были и будут актуальны. Они выражают свои мысли и эмоции через строки, проникая в сознание каждого своего читателя. Поколения сменяют друг друга, и любители поэзии всё чаще подмечают, как произведения современных музыкантов порой похожи на произведения их предшественников. Мы собрали несколько авторов-исполнителей, стили которых напоминают творцов серебряного века.
Лидера популярной рок-группы «Алиса» уже много лет сравнивают с великим футуристом Владимиром Маяковским. Слушатели группы отмечают частое использование стилистических приёмов и средств, идентичных языковым приёмам предшественника, а также общее отображение мира.
Начальной точкой отсчёта в сравнении Кинчева с Маяковским стал альбом «Цирк», выпущенный в 2014 году, где, к слову, можно заметить много отсылок к творчеству футуриста. В эпиграфе пресс-релиза к альбому можно увидеть фрагмент пьесы «Мистерия-Буфф».
Слушайте Цирк — Алиса на Яндекс МузыкеСлушайте Цирк — Алиса на Яндекс Музыке
Структура текста в песнях альбома напоминает стилистику Маяковского: нечастое употребление глаголов и музыкально обоснованное разбитие текстовой строки на две части, образующие характерную лесенку. Это же нововведение переходит и в следующий альбом группы «Эксцесс».
-
Музыканты, которые стали преемниками поэтов ХХ века
Читайте также
Ещё один исполнитель, которого сравнивают с Маяковским, — рэпер Oxxxymiron. Тексты Мирона Фёдорова по тональности созвучны творениям молодого футуриста. В творчестве обоих поднимаются темы социального протеста и демонстрации абсолютно неправильного устройства мира, который вот-вот потерпит крушение.
Мы в Женеву на месяц, не жалейте их, профессор.Младшая будет красавица, а эта так, в довесок.Сядьте прямо! Тут обеденный стол, юная леди!Что за ветер в голове, что за тон и манеры эти?(Фрагмент из трека «Где нас нет»)
Кроме того, и Oxxxymiron, и Маяковский боролись за звание лучшего автора, принимая участие в баттлах. Вот только в ХХ веке они носили название «литературная дуэль». Баттл между Мироном и рэпером Гнойным стал одним из самых просматриваемых видео 2017 года на просторах русского YouTube и начал приравниваться к знаменитой литературной дуэли 1918 года между Маяковским и Северяниным.
*признан иностранным агентом в РФ
Молодой рэп-исполнитель из Санкт-Петербурга славится своими лиричными текстами, наполненными глубоким смыслом и бесконечными метафорами. Отсылки к творчеству Бродского поклонники рэпера начали замечать ещё около пяти лет назад, но, когда в конце 2020 года Андрей выпустил альбом «Питер, чай, не Франция», всё стало уже слишком очевидно. В песне «Нефть (письмо Иосифу)», которая стала завершающей в альбоме, лирический герой цитирует Бродского, ведя с ним диалог. За основу взято стихотворение «Только пепел знает…», откуда Pyrokinesis берёт тему вечности творчества и начинает развивать её, включая в рассуждение своё несогласие с мнением поэта-реалиста.
Слушайте Нефть — pyrokinesis на Яндекс МузыкеСлушайте Нефть — pyrokinesis на Яндекс Музыке
Слушателям Андрея наблюдать за таким «диалогом» только в радость. Они с энтузиазмом ищут отсылки и схожести в стиле между творчеством рэпера и легендами русской поэзии.
Юрий Шевчук, известный как основатель и лидер рок-группы «ДДТ», неоднократно приравнивался к Есенину и Бунину. Поклонники отмечают, как умело рок-исполнитель добавляет в свои тексты множество сравнительных конструкций, подобно тому, как до него ранее делали поэты серебряного века. Схожи как содержание, так и структура написания. Важнейшая черта стиля Шевчука — метафоричность:
«И каждому здесь по делам воздаст тот, для которого времени нет»(Фрагмент из трека «Песня о времени»)
Слушайте Песня о времени — ДДТ на Яндекс МузыкеСлушайте Песня о времени — ДДТ на Яндекс Музыке
В своих текстах Юрий Шевчук делает выбор в пользу образов сравнения и конструкций, подчёркивающих разные стороны объекта. Это и отражает связь между творчеством рокера и его предшественников.
«Где, как нетрезвый, глупый ученик, стыдливо вывернув карманы, мир наш пред Господом поник...»(Фрагмент из трека «Проводник»)
Кстати, современные музыканты не только перенимают стили своих предшественников, но и делают каверы на их известные произведения.
Голос этой девушки проник в души сотен тысяч слушателей. Она взлетела на высшие позиции чартов в самом начале своей карьеры, влюбив в себя и свою музыку многих любителей инди-попа, а два года назад вновь удивила всех, выпустив кавер на стихотворение Анны Ахматовой «Песня последней встречи».
Слушайте Песня последней встречи — polnalyubvi на Яндекс МузыкеСлушайте Песня последней встречи — polnalyubvi на Яндекс Музыке
Пронзительное исполнение душераздирающей истории — именно так слушатели описывают кавер девушки. И с ними сложно не согласиться, ведь от такого исполнения, которое представила своей аудитории polnalyubvi, на глаза каждый раз выступают слёзы.
Ещё один не менее берущий за душу кавер от фолк-рок-группы «Мельница». Но если в предыдущем случае все сразу узнают творчество Ахматовой, то при прослушивании песни «Змей» многие даже не догадываются, что её текст — стихотворение Николая Гумилёва, написанное в 1915 году. Прослушивание кавера возвращает во времена язычества, когда страшный змей похищал прекрасных девушек.
Слушайте Змей — Мельница на Яндекс МузыкеСлушайте Змей — Мельница на Яндекс Музыке
Это лишь малая часть каверов от современных музыкантов. Пришедшее на замену авторам ХХ века новое поколение, от Светланы Сургановой до группы «Сплин», не даёт своим современникам забыть о творчестве великих поэтов, накладывая их стихи на свою музыку и даря им новую жизнь.
Фото на обложке: Yana Davydova